Давыдов Александр Степанович
(1921-2000)
О том, какими фронтовыми дорогами прошел мой прадед Давыдов Александр Степанович, я узнал из рассказа своего отца — Давыдова Дениса Евгеньевича и бабушки Давыдовой Нины Ивановны, семейного и школьного фотоальбомов и сведений, полученных с сайта «Подвиг народа».
Механик на земле, летчик в небе: у каждого свой бой и счеты с врагом –
так можно назвать рассказ о боевом пути Александра Степановича…

Он родился 8 октября 1921 г. в селе Сорлиней Чамзинского района Мордовии.

Еще в детстве очень любил читать, особенно историческую литературу. Учился он хорошо и с большим желанием. Поэтому, окончив школу в родном селе, принял решение стать учителем и поступил в Мордовский пединститут, который закончил в 1939 году.

По направлению Министерства Просвещения с 1940 года стал работать учителем истории и географии в 5-7 классах при Русско — Дубровской семилетней школе Атяшевского района.

Пришло время проходить военную службу и в декабре 1940, прямо с урока, он был призван в РККА и стал курсантом Московской военно — авиационной школы спецслужбы. После ее окончания, получил свидетельство механика по авиаприборам и воинское звание — старший лейтенант. 23 февраля 1941года принял военную присягу и был зачислен в 153 запасной авиаполк
Военную службу проходил с 17 декабря 1940 г по 26 октября 1945 года. Прошел войну от Москвы до Берлина. С февраля 1941 г. по октябрь 1945 г. находился на боевом посту в различных авиационных соединениях. В ВОВ участвовал с февраля 1942 г по июль 1943 г в должности механика 645 авиаполка.

Вот как рассказывал он о своей военной службе , на встречах с учениками школы… … В авиации главное оружие — выдержка! И в любое время – боевая готовность. Мы — техники-механики докладываем пилоту, какие бомбы заложили и какие на
них взрыватели. Экипаж садится в кабину и машины одна за другой выруливают на поле. А мы переживаем. Все ли проверили, нет ли неполадок?

На вооружении тогда были самолеты ПО-2 и Ил-2.
Авиамеханики того времени не сидели в окопах и не ходили в штыковую атаку. Мы отправляли в бой самолеты и ждали, вернется ли пилот. Успехи летчиков напрямую зависели от незаметного, на первый взгляд, труда механиков. Подготовка самолета к вылету всегда была очень напряженной.
… Порой спать нам приходилось в землянке на мешках с соломой. С утра сразу – к самолету. Нам доверяли две жизни (летчика и стрелка, сидевшего с пулеметом сзади), поэтому ответственность на наших плечах лежала большая. Первейшей обязанностью было следить за состоянием сердца самолета – мотора.
С вечера мы заправляли боевые машины. 750 литров бензина хватало на два часа полета. Надо было еще добавлять масло, воду и сжатый воздух.
Это делалось перед каждым вылетом, а их нередко было по три в день. Вечером от усталости, едва доползали до землянки. После завершения всех наших работ, оружейники заряжали пулеметы и пушки. Бомбы они цепляли утром.
Мы же отвечали за настройку приборов перед вылетом. Летчик расписывался в полетной книге о том, что принял исправный самолет, и летел на задание.
После возвращения пилота мы сразу начинали готовить самолет к следующему вылету. Иногда между вылетами было не более двадцати минут. Наши руки были просто пропитаны маслом, отмыть ладони от горючих и смазочных материалов удалось только через годы.
… Мое участие в боевых действиях в ВОВ началось в 189- ой ночной бомбардировочной авиационной дивизии, которая в апреле 1944 года была переименована в 189-ю штурмовую авиационную дивизию и действовала на Северо-Западном фронте.

Мало кто тогда, да и сейчас знают о том, что в ночь на 15 июля 1943 года экипажи полка впервые применили ампулы с самовоспламеняющейся жидкостью , а затем и термитные бомбы. При падении на бронированную машину ампула разрушалась, и жидкость воспламенялась. Если горящая жидкость затекала внутрь танка, то потушить её было невозможно и танк, как правило, сгорал. Но многие лётчики эти ампулы не любили. Это было связано с большим риском. В случае попадания шальной пули или осколка в бомбовый отсек, самолёт превращался в летающий факел. Поэтому мы, механики, вели себя с этими бомбами очень осторожно…

С 12 июля 1943 г. его полк начал боевые действия на Брянском фронте, а уже в ноябре 1943 г. был перекинут на Второй Прибалтийский фронт.
… Много экипажей погибло от Москвы до Берлина. И чем дальше на запад, тем их больше. И среди них — ребята из штурмовых авиаполков. Лежат три состава и его 946-го, а затем 189-го гвардейского штурмового авиаполка.

Прадед воевал в боях под Смоленском, освобождал Брянск, Старую Руссу, участвовал в прорыве блокады Ленинграда и Ясско-Кишиневской операции.
Освобождал города Венгрии, Румынии, Югославии. Болгарии и Австрии. В боях за освобождение г. Будапешта и переправу через Дунай он совершил в качестве стрелка-радиста 10 боевых вылетов.
Пользуясь большим авторитетом среди молодежи, был избран секретарем бюро комсомола полка.

С июля 1943 года находился в составе 767 авиаполка, который действовал на Брянском фронте. С января 1944 г по май 1944 г полк был переброшен на 1 Прибалтийский фронт с 707 штурмовой Краснознаменный авиаполк 189 штурмовой авиадивизии (Украинский фронт.) С мая 1944 г по май 1945 г. полк был переименован в Дунайский авиаполк .

После окончания войны в декабре 1945 года был избран первым секретарем Чамзинского РК ВЛКСМ, а спустя два года его направили на учебу в областную партийную школу при Мордовском Обкоме КПСС, которую он успешно окончил в 1949 г. В этом же году его назначили заведующим отделом сельского хозяйства Чамзинского РК КПСС. Но по-прежнему сильно манила к себе школа и в 1951 г Александр Степанович вновь учитель истории, но уже Ардатовской средней школы.

За три последующих года он работал в должности освобожденного секретаря первичной партийной организации колхоза имени Молотова Ардатовского района, (1954 г), учителем Четвертаковской семилетней школы, заведующим организационным отделом Ардатовского РК КПСС.

В 1959 г. окончил Мордовский госуниверситет и был назначен директором Ардатовской средней школы (1959 – 1968 гг)-, затем Ардатовского детского интерната и последующие 7 лет (1968-1975) возглавлял Комсомольскую среднюю школу №1.

В 1981 году Александр Степанович ушел на заслуженный отдых и за многолетний труд в области образования был награжден медалью «Ветеран труда».
Известно, что награда – это одна из форм поощрения, свидетельство признания особых заслуг.

За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны орденами и медалями были награждены более семисот миллионов человек. Наградами за боевую доблесть отмечен и Александр Степанович.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, за серьезное отношение к ремонту поврежденных зенитной артиллерией противника самолетов, прадед неоднократно получал благодарности от командования полка, награжден медалью «За боевые заслуги». 16.08.1943

Сведения о награждении:
Воинская часть : 707 ночной бомбардировочный авиационный полк 313 нба дивизии Брянский Фронт.

Кто наградил 707 ночной бомбардировочный авиационный полк, п 313 нбад Брянский Фронт. За участие в Курской битве, освобождение Бухареста, взятие Будапешта, Белграда, Софии, Вены был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» орденом Красной звезды (№115760) 28. 01. 1945), орденом Отечественной войны 1 степени (№1519088 ), имеет 11 Благодарностей Сталина.
,

Кто наградил :  707 шап, 189 шад, 17 ВА, 3 УкрФ , Воинская часть 707 шап, 189 шад, 17 ВА, 3 УкрФ.

В годы войны был старшим сержантом, в 1970 г. ему присвоили воинское звание капитана.

Правительственное постановление…
Звезда

Умер Давыдов Александр Степанович 25 июня 2000 года.

Похоронен рядом с сыном, погибшим в Афганистане, на кладбище села Киржеманы Чамзинского района.

После ухода на пенсию, Давыдов А.С. проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, о чем рассказывают многочисленные фотографии семейного и школьных альбомов. И это было связано не только с его участием в ВОВ.